ДУЖЕ БРУТАЛЬНО |
Опубликовано: «Территория Молодых» (приложение к газете «Весть») №13 (46). 15 декабря 2006 г.
Шесть часов тяжелого рока - испытание для сильных. И пусть далеко не всем понятно, что из прозвучавшего можно было назвать музыкой в привычном понимании этого слова, соглашаться с этими не всеми мы бы не спешили. Музыку всегда трудно объяснить словами, а металлическую - так и вообще, кажется, невозможно. Нужно просто вдумчиво послушать. Послушать вживую - так, как это было на ежегодном фестивале тяжелого рока «Стальной Натиск-2», прошедшем недавно в областном центре.
Как мы неоднократно писали, список выступающих на фестивале был довольно внушительным. В этом году помимо российских коллективов (Тверь, Воронеж, Тула, Тамбов, Калуга, Москва) в фестивале приняли участие ведущие команды из Украины (хэдлайнеры фестиваля). Так что у поклонников музыки потяжелее была возможность посмотреть-послушать, сравнить и разными доступными (законными!) фанату способами выразить к происходящему свое пристрастное отношение. Мы, конечно, в стороне от такого мероприятия тоже не остались. Не только послушали-посмотрели, но и с организаторами и музыкантами пообщались. Решили, так сказать, еще раз подтвердить свое благоприятное впечатление от тех и других, произведенное на нас на прошлом фестивале, хотя музыканты были уже новые. Не для себя старались - для читателя, который вдруг (не весь, конечно!) возьми да и засомневайся в благожелательности наших намерений при попытке рассказать ему о не совсем привычных и понятных обывателю музыкальных направлениях. К чести наших собеседников надо отметить, что все оказались интересными и талантливыми людьми, обаятельными, приятными в общении и искренне увлеченными музыкой. Ну а саму музыку, как уже говорилось выше, лучше просто послушать. Хэдлайнерами фестиваля на этот раз были гости из Украины - киевская группа «Mental Demise». Весьма обаятельные и интересные музыканты. Поговорили с ними и о музыке, и о политике, ну и конечно, дождались их внушительного заключительного фестивального аккорда. На данный момент - это самая известная и профессиональная группа, исполняющая brutal death/grind в странах бывшего СССР. Своими выступлениями украинцы покорили всю Восточную Европу, которую они исколесили вдоль и поперек в многочисленных турах. Успеху группы также посодействовало издание диска «Disgraceful Sores» сразу на двух лэйблах - в Беларуси и США. Сегодня «Mental Demise» входят в элиту мирового brutal death metal. Отдельного разговора заслуживают живые выступления группы. Ни один зритель не остается равнодушным - мощная звуковая «мясорубка» и уверенное шоу на сцене - это визитная карточка группы. Сегодня «Mental Demise» активно выступают не только в Украине, России, Беларуси, но и в странах Восточной и Западной Европы, участвуют в международных фестивалях, а уже в начале следующего года отправляются в тур по России, который начнется с Сибири. - Вам приходилось уже выступать хэдлайнерами какого-нибудь фестиваля? Александр, вокалист: - Время от времени это случается, хотя все зависит от воли организаторов, а не от нашей собственной. Сергей, басист: - Быть хэдлайнерами - это не очень-то и удобно. Отыграли вторыми-третьими и можно посмотреть концерт, а так концерт благополучно мимо нас прошел, а мы сидим на взводе и ждем своей очереди. А.: - Ну не все так плохо, я думаю. - Каким требованиям должен отвечать хэдлайнер? С.: - Это должен быть самый лучший коллектив. Хорошее шоу, хорошая музыкальная составляющая, хорошая энергетика. - Часто ли вы приезжаете с концертами в Россию и как в вашей стране обстоит дело с металлической музыкой? А.: - Регулярно приезжаем. Начиная с 1999 года мы каждый год обязательно попадаем в Россию, хоть на один концерт, но попадаем. А с металлом у нас все замечательно, особенно в последнее время. К нам приезжают мировые команды - суперзвезды начали посещать Украину. Правительство достаточно лояльно смотрит на это направление молодежной культуры. Ее чаще называют субкультурой, но это неверно, это культура. - Общественность к такому культурному направлению относится спокойно? Возмущается? А.: - Ну, всегда найдется недовольная бабушка или радикально настроенный молодчик в спортивном костюме. С.: - Чтоб глобально на уровне государства запрещали - такого, конечно, нет. Можно пойти в министерство культуры, там дают разрешение на проведение разных фестивалей - и блэковых, и дезовых, и хэллоуинов. Сейчас у Украины курс на Европу, поэтому все европейские тенденции приветствуются. У Украины безвизовый въезд из Европы, поэтому нас посещает огромное количество музыкантов. А сейчас упростили выезд в Восточную Европу, так что у нас проблем с тем, чтобы поехать в Европу выступать или послушать других, нет. - О творчестве своей группы расскажите, пожалуйста. А.: - О-о-о! - В двух словах! А.: - В двух словах? Дуже брутально! С.: - Мы играем уже почти 12 лет - весной будет. Играем в стиле brutal death metal. Что еще сказать? Фактически являемся: ну, без ложной скромности, одним из нескольких коллективов бывшего Советского Союза, которые удачно концертируют в Европе. Нарезаем бодрячком! Сыграли со многими очень хорошими европейскими коллективами. А.: - За эти 12 лет стиль практически не поменялся - развиваемся в этом направлении. А творчество затрагивает разные социальные аспекты человечества в целом. С.: - У нас хорошие контакты с разными европейскими коллективами, поэтому мы имеем возможность следить за тенденциями в Европе и смотреть, как вообще обстоят дела. К сожалению, очень мало российских коллективов, играющих металл, едут в Европу играть, и это очень отражается на их уровне игры. Коллективы варятся в своей каше и не могут прыгнуть выше того, что они видят вокруг себя. Если смотреть из Украины на Россию, то у вас более жесткие правила по отношению ко всему, в том числе и в отношениях между самой Россией и странами Европейского Союза. Поэтому россиянам намного сложнее выехать в Европу - все эти визы, оформления и так далее. У нас с этим стало проще - мы можем поехать в Европу, иностранцы - к нам. У нас есть возможность ориентироваться уже на другого слушателя и тем более - продавать там свои диски в других странах. Последний альбом, например, у нас вышел в Штатах. Процесс идет! - Значит, поддерживаете курс интеграции Украины в Европу? А.: - Мы поддерживаем курс Украины везде! С.: - Закрываться от кого-то смысла нет. У нас к этой проблеме космополитичный подход. А.: - Я, допустим, ничего не имею против Европы, но я не стал бы там жить. В гости съезжу, поиграю, но приеду на Украину. Дело ж еще в менталитете, в сознании. Когда разговор постепенно свернул в русло межнациональных отношений (ну о чем еще говорить с музыкантами!), коллеги-журналисты, естественно, поинтересовались, как, мол, там у них с ущемлением прав русских, с русским языком, да и вообще: - Это все телевизор! - хором ответили гости. - Смотрите телевизор и делите все на четыре! С.: - И языковых проблем у нас никто не испытывает - ни во Львове, ни в Ужгороде, ни в Киеве или в Крыму. А.: - Я говорю на том языке, на котором привык разговаривать всю жизнь. Видимо, в подтверждение вышесказанного Александр попытался произнести что-то на своем государственном. Что именно - не поняли не только мы, но, кажется, даже он сам. - Вы себя сравниваете с западными коллективами аналогичного направления? Много ли различий? С.: - Я не считаю, «МД» - это уже профессиональный коллектив. Это коллектив, который имеет неплохие тенденции к развитию и неплохие перспективы. Перспективы наши все-таки направлены на Европу, потому что в бывшем Советском Союзе мы не находим коллективы, с которыми мы могли бы поконкурировать в нашем стиле. Не говорю, что таких коллективов нет, но все же, если взять европейскую сцену, музыканты там сильнее. Даже их молодые коллективы на несколько уровней выше многих наших в любом направлении. - Может, это вопрос времени? А.: - Вполне возможно. Это же было обусловлено временной изоляцией Союза от всего музыкального развития, не только рока, но вообще от всех тенденций. Когда эта стенка рухнула, появилось слишком много информации, которая еще не переварилась. А сравнивать себя с европейскими коллективами нужно, чтобы уметь адекватно оценить себя, свой уровень. С.: - Сейчас мы идем в параллели с несколькими европейскими коллективами, общаемся, играем совместные концерты. Вообще, мы отличаемся как европейский коллектив от американской музыки, хотя первоначально играем музыку американскую. А.: - Может, дело опять же в менталитете. К тому же, мы играем в основном с европейскими коллективами. Америка - через океан, а Европа - через дорогу. Юрий (участник группы): - Когда играет американский коллектив, он выпадает из европейского стиля. А.: - Так и должно быть. Было бы скучно и странно, если бы все играли одинаково. - Фанаты западные от наших сильно отличаются? А.: - По реакции и по фанатизму к музыке не отличаются. Здесь, когда заканчиваешь играть, все очень бурно выражают свои эмоции, а там просто хлопают. С.: - Европейские фэны уже перенасыщены такой музыкой - там много концертов, фестивалей, у них развита клубная система, которой нам так не хватает в СНГ. Коллективы постоянно играют в клубах, а у слушателя всегда есть возможность выбора. А.: - Там более спокойные фанаты, а у нас слушатель голодный и воспринимает все на ура. - Вы считаете, что у такой музыки большие перспективы? А.:- Тяжелому металлу уже почти сорок лет! Death-metal тоже лет пятнадцать. Если появился стиль, появились поклонники, слушатели, стиль не умрет. Неважно - положительные тенденции или отрицательные - он будет жить, и все, как живут панк-рок, хард-рок, так death-metal будет жить, и наши внуки будут его слушать. - Хороший музыкант в вашем представлении - это какой музыкант? С.: - Э: это тот музыкант, который умеет качественно воспроизводить музыку. Сочинять, слышать, чувствовать и жить ею. Применительно к коллективу - это должен быть человек, который хорошо вписывается в коллектив. Плохой человек, даже если он хороший музыкант, вряд ли кому-то будет нужен. - Спасибо! Удачи вам!
Татьяна РОМАНОВА.
Перед началом действа музыканты калужской группы «Festerguts» (Михаил Николаев и Сергей Васильев), они же организаторы фестиваля, дали пресс-конференцию. Они рассказали, что на этот раз на фестиваль приехали группы не только из России, как в прошлом году, но и из Украины. Главная цель фестиваля - продолжать популяризацию тяжелого рока в Калуге и области. Не секрет, что в нашем регионе тяжелый рок не очень развит. Организаторы фестиваля делают все, чтобы исправить эту ситуацию, чтобы у молодежи была возможность видеть качественные коллективы. До «Стального натиска» калужане были лишены такой возможности, в городе и области не проходили качественные концерты. Организаторы не имеют в виду группы типа «Арии», которые не являтся форматом для фестиваля «Стальной натиск». На фестивале звучит более тяжелая музыка, которую знает не так много людей и которая пока находится в подполье. Ее нельзя увидеть по телевизору и услышать по радио. Данный концерт - это своеобразная попытка просвещения. Организаторы уверяют, что поклонников такой музыки все же немало. В последние годы она стала развиваться, но посмотреть выступления подобных групп в Калуге и выступить самим не было возможности. Второй фестиваль было организовать гораздо сложнее, потому что приехали команды из других стран. Трудности возникали именно в бытовом плане. Кстати, в следующем году планируется пригласить команды из дальнего зарубежья, возможно, группы с большим именем. На вопрос о реакции калужской общественности на проведение подобных мероприятий, ребята ответили, что это вызывает улыбку. Люди возмущаются, но они сами не понимает, чем именно они возмущаются. Они толком не знают, что такое тяжелый рок. Может, где-то что-то видели или слышали. Думают, непонятные люди с длинными волосами в черной одежде: Им кажется, что это демоны из ада, что они будут сейчас все громить, всех убивать. На самом же деле это не так. Благодаря фестивалям появляется возможность посмотреть, как ведет себя среднестатистический металлист. Между прочим, по словам организаторов, в прошлом году на фестивале не было ни одной драки, ни одного погрома. Многие, наверное, думают, что металлисты агрессивные, потому что музыка агрессивная. Металлистам нравится экстремальная мрачная музыка, они погружаются в эту атмосферу, выплескивают негативные эмоции, а в обычной жизни все они миролюбивые и адекватные. Несомненно, эпатаж - это часть тяжелой музыки, как, впрочем, и любой другой молодежной культуры. Молодежи свойственен протест против старшего поколения. Им хочется сделать что-то особенное, необычное. Как показал многолетний опыт развития тяжелой музыки в нашей стране, эта музыка не отличается особой агрессивностью, она энергичная. К тому же тяжелая музыка намного сложнее по исполнению, чем то, что ежедневно крутят по развлекательному телевидению. Люди, пришедшие на концерт тяжелого рока, испытывают наслаждение от профессионализма групп и от энергии, исходящей от музыкантов. Кстати, на фестивале было обнародовано письмо к губернатору области, в котором организаторы просят его поддержать тяжелый рок в Калуге. Каждый желающий мог подойти и поставить свою подпись под этим письмом.
Юлия РАХАЕВА. |